55 идей, как поиграть с грудничком, не покупая кучу игрушек, для нерукодельных мам

размещено в: Ребёнок | 0

Весь интернет заполнен предложениями сделать игрушки самостоятельно, «ведь это самое лучшее, что вы можете дать своему малышу!». А если руки растут не из того места? А если нет ни сил, ни желания, ни времени?

В этом случае я составила для себя (и для вас) список, как можно поиграть с 9-месячным ребенком без предварительной подготовки и покупки специальных игрушек. Возраст условный, где-то игры подходят и для более раннего возраста, а где-то — для более позднего, у всех детей развитие идёт по-разному.

  1. Одно из самых полезных вещей в доме — это большое зеркало. Перед ним можно построить рожи, показать малышу нос, рот, щёки, ушки на себе и на нём, показать себя и его в зеркале, потрогать отражение и т.д.
  2. Снова зеркало, на этот раз можно использовать вашу одежду. Оденьте на малыша перед зеркалом папину кепку. Наверняка это будет выглядеть уморительно, но малыш тотчас же попытается ее снять. Вы снова наденьте, он снова ее снимет. Так можно повторять много раз, с разными шапками, шарфами, можно комментировать «какая милая малышка в шапке» и радоваться, когда она ее снимает.
  3. Наша малышка уже ходит, даже немного начинает бегать, и она особенно любит, когда я отползаю от нее на небольшое расстояние, а потом с криком «обнима-ашкииии!» ползу навстречу. Она радостно бежит навстречу, и мы обнимаемся. Потом я снова отползаю, жду пару секунд и снова зову её обниматься. И так, пока не надоест (обычно мне надоедает быстрее).
  4. Поднимаете за руки малыша вверх и вниз, приговаривая, что это лифт, вот мы поднялись наверх, вот мы опустились вниз. Можно просто издавать звуки типа «ж-ж-ж», как будто работает машина. Конечно, нужно смотреть, чтобы весь этот процесс был ребенку в удовольствие.
  5. Вариация игры в лифт — игра в самолет. Берете ребенка двумя руками, одну кладете под голову, другую под живот и катаете ребенка как самолетик от одного предмета в комнате до другого. Можно покатать под своими ногами туда-сюда или перед зеркалом, чтобы ребенок себя видел. Можно приговаривать потешку: «Мы летим над облаками, над лесами и полями. Кто со мной в железной птице вдруг решится прокатиться?», можно называть предметы, которые сейчас пролетаете. В общем, всё, что угодно, что подскажет вам ваша фантазия.
  6. Конечно, не могу здесь обойти стороной классику — подкидывать ребенка вверх. Обычно дети это любят, радостно смеются и это доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
  7. Еще мне нравится катать ребенка на коленях. Я ложусь на спину, ребятёнка сажаю на согнутые, поднятые колени и катаю из стороны в сторону. Потом малышка сама сползает вниз, заглядывает мне за колени, находит меня, радуется, а потом я ее снова затягиваю на колени, и мы снова катаемся.
  8. Просто на коленях можно играть в известную игру «По кочкам, по кочкам, по маленьким лесочкам, в ямку… бух!». Мне кажется, ее знают почти все, но на всякий случай оставлю ссылку на видео.
  9. Перевернуть ребятёнка кверх ногами и, держа за ноги, покачать (ненадолго, следите, чтобы ребёнку это было в радость)
  10. Еще одна классика — прятаться за ладонями, потом открывать лицо и говорить «ку-ку». В чём магия этой игры, я не знаю, но работает безотказно.
  11. Ладушки
  12. В ванной переливать воду из одного стаканчика в другой. Можно объяснять, почему в одном стаканчике вода помещается, а в другом нет (один больше другого).
  13. В ванной дать попробовать поймать струю из-под душа или крана. Мне удалось уговорить малышку на это дело не сразу, она почему-то боялась, но после нескольких дней осторожных попыток, это стало одним из любимых развлечений в ванной.
  14. В ванной показать, как пускаются пузыри (пустая бутылочка или стакан опускается под воду, появляются пузыри, потом вода сливается и по кругу). Ребёнок быстро схватит суть и начнёт проверять эту последовательность действий сам.
  15. В ванной показать какой-то предмет из-за края ванночки: «ой, где же это наша … ну пусть будет крышечка…. о-о, вот, ты нашла ее!» (бурная радость, когда ребятёнок увидит краешек и потянется за предметом)
  16. Открывать и закрывать дверцы шкафов на кухне и в спальне. Из нижних шкафов, в которые ребёнок лазит, конечно, лучше убрать все опасное, чтобы если он что-то достанет, это не надо было отнимать и расстраивать.
  17. Давать изучать новые предметы, безопасные для ребенка — половник, ложки (большие и маленькие), крышки от кастрюлей, кастрюли, лопаточки, пластиковые миски, тарелки (под присмотром, потому что может разбиться, если высоко поднять), пакеты (опять же под присмотром, если есть зубы, то может откусить кусочек, это опасно), пластиковые карточки (не банковские, а скидочные, не особо нужные), кошелек, закрытый чайный пакетик, обувная коробка и т.д. Наша малышка занималась этим очень долго, сейчас ей немного поднадоело, возможно, это занятие немного на более ранний возраст.
  18. Взять коробку из-под детских влажных салфеток и три ленточки (желательно разноцветных, но если нет, то можно просто одну ленточку разрезать на три части). Связать ленточки между собой и просунуть их в коробку из-под салфеток, чтобы концы ленточек торчали из отверстия, и показать малышу, как можно тянуть ленточки из этой коробочки. Возможно, еще малышу будет интересно закрывать-открывать коробочку.
  19. Взять обувную коробку, положить туда что-нибудь и закрыть ее. Потрясти коробкой, показать, что там что-то есть. Вытащить это что-то, потрясти коробкой — показать, что пустая. Еще пооткрывать-позакрывать. Дать малышу вытащить или положить предмет в коробку. Предметы можно менять, комментировать, что в данный момент лежит в коробке.
  20. Спрятать какой-нибудь предмет, который малышу интересен (например, наша очень любит телефон), например, под пеленку, чтобы торчал только краешек и начать удивленно спрашивать, «а где же телефон??». Когда найдет, бурно радоваться, дать поиграть, а потом отнять и снова спрятать.
  21. Включить малышу классическую музыку на телефоне. Рассказывать ему, какая это музыка — медленная или быстрая, веселая или грустная, о чем она, что это за музыкальный инструмент. У нас малышка слушает минут 5-10 с большим удовольствием. И даже мне приятно вспомнить, что в мире есть не только попса 🙂
  22. Взять малышку на руки и встать с ней около окна, рассказать, что там происходит. Можно поставить на подоконник (конечно, придерживая при этом). Малышу будет интересно посмотреть на мир с непривычной перспективы.
  23. Показать, как двигается шпингалет у окна (если у вас не пластиковые окна), как двигается ручка у окна, ребенок обязательно захочет сам попробовать и будет дергать долго и упорно (хотя не факт, что эффективно, для этого должна быть хорошо развита мелкая моторика).
  24. На кровати дать малышу отползти, а потом за ноги притянуть обратно, приговаривая «не уползешь, не уползешь, я тебя поймала!» и зацеловывать, обычно это море смеха и удовольствия для всех участвующих.
  25. Смешить малыша щекоткой, делать шутливое «съем-съем-съем» в шею, дразнить козой рогатой или целовать в пузико — тут просто нужно найти, что смешит именно вашего ребятёнка
  26. Взять прозрачный пакет (выбрать попрочнее) и положить туда всякой всячины — макарошки, кубики из настольных игр, наполнитель из цветов, камушки. Дать малышу поиграть. Он будет заинтересован, как это все гремит и непривычно падает вниз.
  27. Дать малышу поиграть нераспечатанной фольгой или цилиндром от бумажных салфеток (который остается после того, как они закончатся). Можно показать, как говорить в этот тубус, какой смешной голос при этом получается. Также можно давать пластиковые стаканчики (в них тоже очень смешно разговаривать) или банки от йогуртов (ими можно двигать по губам и получать смешной звук ба-ба-ба).
  28. Покатать мячик друг к другу. Конечно, ребёнок будет промахиваться и не всегда посылать мяч в вашу сторону, но это ведь не так важно, правда?
  29. Самой попинать мячик с ребенком на руках, забить гол или обвести мячик вокруг стула. Показать ребёнку, кто в доме крутой футболист.
  30. Или можно дать ребенку побыть футболистом. Казалось бы, это слишком сложное занятие для 9-месячного ребенка, но если положить мячик перед ребенком, он пойдет и непроизвольно толкнет мяч. Позже он начнет делать это более сознательно.
  31. Посмотреть книжку с картинками. Рассказать про картинки, почитать, что написано на странице. Научить ребенка переворачивать страницы.
  32. Спеть песню. Не обязательно колыбельную, просто любую, можно даже не детскую, а которая нравится конкретно вам. Когда я была в роддоме и не знала еще ни одной детской песни, я пела Катюше русский рок 🙂
  33. Потанцевать с малышом на руках, например, вальс
  34. Поставить стираться белье и показать малышу, как крутится белье в стиральной машинке (у нас Катюша залипает на это также, как некоторые дети на мультики)
  35. Ходить вместе с малышом вверх-вниз по небольшой лесенке (у нас дома ступеньки на балкон, мы им посвящаем немалое время нашего бодрствования, ну, и если найдем лестницу на улице на прогулке — то тоже обязательно пару-тройку, а то и десяток раз пройдёмся)
  36. Водить малыша вокруг себя, держа его одной рукой. Это очень хорошо для уставшего состояния, когда не хочется подниматься и куда-то идти.
  37. Перебирать вместе с малышом все предметы и игрушки, которые у него есть. У нас для этого есть коробка со всякой всячиной, в которую я складываю все, чем Катюша играет и периодически выкидываю всякие старые пакетики или другие вещи, пришедшие в негодность. Когда перебираете, хорошо обращать внимание на то, что интересно малышу: если он обратил внимание на пирамидку, то поиграть немного в нее, если на половник, то поговорить о нем и т.д.
  38. Показывать на мягких игрушках (наверняка хоть парочка у вас найдется) носик, ротик, глазки, ушки. У нас есть слюнявчик в виде пингвина, когда мы его берем, то я пою «пи-пи-пи-пи, я пи-пи-пи-нгвин, у меня есть глаз, и еще есть глаз, и еще есть клюв, клюв, клюв, клюв» на придуманной мной самой мотив и показываю параллельно глаз, второй глаз, клюв. Катюше нравится.
  39. Разговаривать голосами плюшевых игрушек. Например, у нас есть «медвед-сосед», говорящий басом, и зайка с тоненьким голоском. Они часто рассказывают Катюше, как они провели день, как спали и спрашивают у нее, как дела.
  40. Можно показать малышу, как ходить, размахивая полотенцем или его же кофточкой или пеленкой. Вполне может быть, что он начнет ходить по всей квартире, что-то лепетая на своем языке и размахивая отобранным у вас куском ткани.
  41. В пластиковую миску насыпать всякой мелочи — макарошек, пуговиц, фигурок из настольных игр, шашек, шахматных фигур — и дать ребенку порыться в этом богатстве (конечно, под присмотром, чтобы вовремя перехватить, если соберется сунуть в рот мелкую вещь). Развитие мелкой моторики как оно есть.
  42. Постучать ложкой по полу, рукой по коробке или хоть даже держателем туалетной бумаги по стене, поудивляться разным звукам.
  43. Перевернуть стул, дать изучить. Перевернуть плюшевого зайца, поудивляться, что же случилось с нашим зайцем. Попереворачивать другие предметы. Дать возможность перевернуть обратно.
  44. Устроить полосу препятствий из своих ног, подушек или пледа. Поощрить ползти, кладя интересные игрушки за препятствиями.
  45. Посадить рядом, поизучать вместе части тела, показать, где у вас нос, рот, показать пупок и дать поковыряться, высунуть язык, дать потрогать.
  46. Сделать гимнастику — попрыгать, покачать пресс, поотжиматься. Малыш обязательно заинтересуется и прыгать скорее всего придется уже от него.
  47. Посадить малыша на весы, показать, как мелькают цифры мелькают, назвать их.
  48. Даже обычные дела могут стать игрой. Например, когда малышка была поменьше, при уборке вещей с пола часть вещей я позволяла брать Катюше и вместе с ней на руках относила куда нужно. Так как рука у ребенка была ещё слабая, то к моменту, когда мы доносили вещь, она обычно выпадала сама собой. Сейчас, конечно, это сложнее, обычно у Катюши есть свои планы на вещь и выпускать ее она не хочет. Но она очень любит наблюдать, как, например, я меняю постель, взмахиваю пододеяльники, чтобы поправить одеяло внутри, и пытается помочь по мере сил, ползая туда-сюда по кровати 🙂 или ей нравится облокачиваться на дверь посудомоечной и смотреть, как я загружаю или выгружаю посуду. Главное, не упустить момент, когда она на эту дверь полезет с ногами и остановить сей опасный процесс. Иногда я ей даю в такие моменты ложку или ещё какие-то безопасные кухонные вещи, чтобы отвлечь.
  49. Выкладывать и складывать в коробку игрушки. Возможно, сначала вы будете только складывать, а ребенок только выкладывать, это нормально.
  50. Строить из предметов башню и разрушать. Это можно делать не только из кубиков, а из чего угодно более менее удобной формы. Можно делать говорить радостно «бах!», когда малыш разрушает башню. Главное, самому не впасть в депрессию от тщетности своих усилий в построении башни 🙂
  51. Небольшая пластиковая бутылка объёмом 0,5л — это настоящая находка для грудничка. Туда можно положить туда макарошки или налить немного воды, тогда её очень интересно трясти. Можно завинчивать и развинчивать крышку, изучать саму крышку или бутылкой делать смешные звуки, засовывая ее в рот.
  52. Не хочу быть банальной, но настоящая палочка-выручалочка для меня — это прогулка. Когда я устала или Катюша капризничает по непонятным мне причинам, мы всегда идём гулять (если, конечно, не проливной дождь). Катюшик залипает на маленьких детей, на проезжающие машины, на бегунов, на собак, на голубей, на скейтеров и листочки на асфальте — в общем на все вокруг, и с ней даже не обязательно разговаривать (хотя это безусловно полезно), и когда совсем нет сил, можно просто надеть эргорюкзак, поместить туда ребенка и прогуливаться по парку, уткнувшись в телефон. Или вот недавно я прогуливалась так по вечернему городу и даже забыла, что Катюша со мной, такая была ностальгия — огни, летний теплый вечер, и я иду неспешным, но бодрым шагом куда-то пешком, как в старые добрые студенческие времена.
  53. Это игра не для слабонервных, так что тех, кто очень любит порядок прошу быть терпимыми 🙂 При поедании каши небольшое количество каши можно положить на столик детского стульчика, и пусть ребенок развлекается, размазывает 🙂
  54. Старый ноутбук, телефон, клавиатура или, на худой конец, пульт от телевизора — отличная игрушка для ребёнка. Ведь это так забавно нажимать на кнопки, открывать-закрывать крышку ноутбука или просто ходить по квартире с телефоном в руках как мама и папа.
  55. Уложить зайку спать, запеленать его (пеленкой же малыша), накормить его, напоить. Для таких игр ребенок еще мал, конечно, он скорее всего пассивно будет смотреть, как вы все это делаете, но это преддверие игр-подражаний взрослым. И опять же, отвлечёт малыша на некоторое время. А разве не это самая большая радость для мамы с папой? 🙂

Ну что ж, вот и закончен еще один список «чем заняться с ребенком», которых в интернете миллион. Конечно, каждый ребенок индивидуален, у кого-то пойдут одни игры, у кого-то — другие. Поэтому эти списки не стоит воспринимать буквально, все это — идеи, из которых вы можете черпать вдохновение, чтобы поиграть с малышом в удобный момент. Надеюсь, что-то из этого списка вам пригодится, мы с Катюшей старались 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *